Патриотизм, как любовь к родине, может восприниматься по-разному, и не всегда его ценности совпадают с религиозными убеждениями. Некоторые религиозные группы отвергают патриотизм, подчеркивая необходимость быть детьми мира и служить высшим идеалам. Влияние религиозных лидеров на формирование общественного патриотизма – важная тема, поскольку их нейтралитет в политических вопросах может сыграть ключевую роль в воспитании патриотических чувств у верующих. Это также создает ряд вопросов о культурных и моральных нормах, влияющих на восприятие гражданского долга.
«Наша молодежь должна расти приверженной таким высоким ценностям, как честь, верность долгу, порядочность, созидание во имя процветания нашей Родины. Требовательность в отношении себя, честность в отношении окружающих, верность в отношении страны – вотключевые моменты в воспитании подрастающего поколения». «Фундамент казахстанского патриотизма — это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины». «Новый казахстанский патриотизм — это то, что должно объединять все общество, вне этнических различий. Новый казахстанский патриотизм — основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества». Изучение любого явления требует понимания его сущности, т.е. определение содержания понятия «патриотизм». Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789—1793 гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики. Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в нашей стране единого гражданского общества. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм, одна из устойчивых характеристика человека, выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции, готовности служению Отечеству. Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым, он: — неразрывно связан с интернационализмом (идеология и политика, провозглашающие равноправие и общность интересов социальных групп, принадлежащих к различным нациям); — чужд национализму (гипертрофированная форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства); —чужд сепаратизму (движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии); — чужд космополитизму (теория и идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода).
Сегодня патриотическое воспитание молодежи выступает как неотъемлемая часть развития всего гражданского общества на пути его движения к устойчивому и стабильному прогрессу. В Конституции Республики Казахстан одним из основополагающих принципов государства представлен казахстанский патриотизм. Независимость нашего государства является ярким символом гордости и казахстанского патриотизма. Высокое и священное понятие независимости выступает основой единства и общенациональной идеи Казахстана, призванной объединить наш народ, и станет бесценным достоянием потомков, которым предстоит дальнейшее созидание устремленной в будущее страны. Во многом воспитание патриотизма начинается с государственного языка, который стал таким же символом государственности, как гимн, флаг и герб. И для того чтобы быть патриотом своей страны, достаточно начать с себя, взяться за овладение казахским языком — именно такую цель нужно ставить перед современной молодежью, юными гражданами Казахстана. Патриотизм не рождается на пустом месте. Его истоки в глубоком знании истории страны, в понимании и уважении деятельности тех поколений, усилиями которых обеспечивались ее независимость и процветание. В Конституции Республики Казахстан к основополагающим принципам государства относится также и казахстанский патриотизм. Казахстанский патриотизм — это осознание государственного, казахстанского. Он включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины. Поэтому главными целями являются объединить и наполнить смыслом жизнь гражданина, вызвав привязанность и приверженность к деятельности, укладу и чувства, отражающие эту привязанность и приверженность, так как психика человека устроена так, чтобы иметь под собой основу или почву. Казахстанский патриотизм является нравственным и политическим принципом, социальным чувством, качеством гражданина и человека. Вместе с тем патриотизм предполагает гордость человека за достижения своей страны, за богатейшую и многогранную культуру своего полиэтноконфессионального казахстанского народа. Веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств формирует привязанность к родной земле, языку, традициям, культуре и религии. В условиях образования наций и национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Патриотизм является идеологией, характерной чертой возвышенного отношения к символам социальной группы, к которой относится человек. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к историческим событиям, памятникам, символике, культурным различиям и великим предкам. Представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают. Важно, чтобы цели государства и гражданина совпадали по всем основным направлениям. Это и есть главная задача казахстанского государства. Граждане доверяют государству только тогда, когда есть перспектива, есть возможности для развития, личного и профессионального роста. Государство и народ должны это осознавать и работать вместе. Надо воспитывать в себе и формировать у подрастающего поколения чувство родины, любви и гордости к своей земле, народу и стране, к достижениям своего государства, это и есть краеугольные составляющие казахстанского патриотизма. Настоящий патриот — это высоко одухотворенный человек. А, как известно, такими личностями не рождаются, а становятся в процессе жизнедеятельности и труда, в ходе общения и сотрудничества со сферой ближайшего окружения, взаимодействия с окружающим миром. Особое место занимает независимость казахстанского государства, которая являлась вековой мечтой народа и свершилась на стыке двух тысячелетий, символизируя собой высокие чувства его народа —патриотизм. Высокое и священное понятие независимости любимой Родины выступает основой единства и общенациональной идеи Казахстана, призванной объединить все этносы в один народ — казахстанский, что, безусловно, станет бесценным достоянием последующих потомков, которым предстоит дальнейшее созидание будущего своей страны, устремленной на десятилетия вперед. Высокая духовность составляют фундаментальную основу казахстанского патриотизма, являясь живым источником морали и нравственного здоровья человека и общества, его жизнеспособности, энергии и силы, особенно сильно проявляющихся в переломные периоды развития, в годы трудных испытаний. В данном контексте необходимо выделить следующие цели патриотизма: —формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей и роли государства в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну; — воспитание активной гражданской позиции личности; — военно-патриотическое воспитание; — патриотическое воспитание и национальный вопрос, воспитание толерантности как принципа взаимоотношений разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности и т.д.; — формирование и развитие социально значимых ценностей общества и личности и др. Вместе с тем, рассмотрев цели патриотизма, необходимо перейти к конкретным задачам данного явления, поставленным для развития патриотизма в нашей стране. Во-первых, направление патриотизма должно быть поставлено правильно, т.е. нужно развивать патриотизм у граждан и направлять патриотизм не в русло уничтожения, а в русло созидания, как в общественной жизни, так и находясь у власти. Патриотизма не националистического, угрожающего, а демократического, окрашенного истинной любвью к Отчизне, к ее народу. Патриотизма животворного, который на деле должен стать мощной движущей силой в строительстве благополучного, гордого, обладающего развитой экономикой и высокой культурой Казахстана. Во-вторых, задачей, не уступающей по значимости задаче направлению патриотизма, является вопрос национальной безопасности, т.е. вопрос воспитания патриотизма —это и вопрос национальной безопасности. В содержании данного понятия выделяется гражданско-патриотическое воспитание: пропаганда государственных символов, уважение к армии, правоохранительным органам, ко всем государственным институтам; правовое воспитание молодежи, которая должна знать свои права и обязанности; профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни. В-третьих, к задачам понятия патриотизма также относится достижение результатов, для чего необходимо знать, что основы патриотизма заключаются в морально-нравственных отношениях с окружающей действительностью. Важно и значимо акцентировать внимание на патриотическом воспитании, являющемся составной частью общего воспитательного процесса, в котором представляется систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания. Цель патриотического воспитания — развитие в казахстанском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление сознания граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. В этом контексте важное место занимает религия, исконно определявшая высокие моральные принципы личности, прививавшая в ней сознание глубокой ответственности и любви к окружающему миру. В исследованиях ряда ученых отмечается, что патриотизм верующих людей определяется глубиной их веры, зависящей от уровня развития личности, сознания молодого человека. Именно масштаб личности человека позволяет ему ощутить связь с Богом, приблизиться к нему, пережить духовный опыт, воспринимать окружающий мир как Священное, Божественное пространство, которое он глубоко любит. Наиболее ярко выражен патриотизм у глубоко верующих людей.
Благодаря возрождению национальной памяти народа, его истории и культуры возродилась духовная составляющая — религия, которая аккумулирует в себе систему общечеловеческих ценностей, составляющих незыблемый остов патриотизма — любовь, уважение, гуманизм, сострадание, преданность, ответственность и т.д. Главная тенденция современности — адаптирование непреходящих ценностей религии в современную действительность, в практику воспитания и образования подрастающего поколения, главным образом — формирование в подрастающем поколении казахстанского патриотизма, что нашло свое надлежащее отражение в принятой на национальном уровне программе, способствующей дальнейшему укреплению в обществе межконфессионального диалога, согласия, толерантности. В свою очередь, межконфессиональный диалог религий на сегодняшний день — огромная ответственность, которую не каждая страна могла бы взять на себя. Данный диалог подразумевает подвести религиозных представителей под общие единые убеждения. Сам предмет предполагает, что: — никто не должен покушаться на самое святое — на веру, заставляя приверженцев других религий принимать другие догматы; — никто не должен навязывать собственные системы культа, ритуалы или обычаи, доказывая их превосходство. На основе межконфессионального диалога предполагается связать разные конфессии в рамках общества, разных государств, регионов и мира в целом. Межконфессиональный диалог должен строиться на принципах толерантности и уважительного отношения ко всем участникам диалога, равноправия всех представителей и возможности свободного выражения мнений. Ни у кого из участников диалога не должно быть привилегированного положения по отношению к другим, диалог не должен быть нацелен на обращение в свою веру представителей других религий либо на демонстрацию превосходства одной религии над другими, должен быть ориентирован на поиск путей мирного сосуществования и сотрудничества всех народов. Фундаментальной основой межконфессионального диалога, ориентированного на общечеловеческие ценности, является толерантность. В толковании термина «толерантность» выделяются два основных подхода — социокультурный, определяющий его общественное значение, и семантический, основанный на определении языкового содержания данного понятия. Вместе с тем в содержании понятия «толерантность» выделяются два основных направления: вопервых, толерантность рассматривается как принцип диалога, отношения между определенными религиозными представителями; во-вторых, толерантность трактуется как право отдельного человека не изменять своим ценностям, своему характеру, если это не нарушает свободу других и правила поведения в обществе. Проявление толерантности к другому человеку является важным условием как для функционирования и адаптации человека в современном обществе, так и для выживания и развития самого общества. Такие взаимоотношения предполагают изначально развитие взаимопонимания, уважения и доброжелательности. Современная действительность свидетельствует, что все больше молодежи приходит в религию в поисках нравственных ориентиров и идеалов, а также ответов на интересующие их жизненно важные вопросы. Крайне важно, чтобы именно в подростковом и юношеском возрасте — возрасте активного поиска ответов на насущные вопросы бытия — всеми институтами гражданского общества были даны молодежи верные/правильные ответы и определены духовные ценности, среди которых ключевым выступает казахстанский патриотизм. Таким образом, необходимо воспитать в сознании молодежи толерантность как принцип взаимоотношений людей разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности — основной принцип патриотического воспитания. По этому поводу Глава государства подчеркнул: «…Современные казахи, следуя традициям предков, должны показать пример единства, толерантности и патриотизма. Пример самоотверженного служения государству и обществу». В заключение хотелось бы отметить, что глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством, нераздельной сопричастности с ним, с тем, что составляет его — природой, историей, культурой, родным языком, территорией, климатом, образом жизни, —произойдет тогда, когда все компоненты патриотического воспитания будут использованы комплексно.
Подытоживая сказанное выше, необходимо отметить, что смысл патриотизма заключается в удовольствии жизни в этой стране и в желании освободить ту скрытую энергию, которая существует у нас в недрах, внутри и пытается вырваться на свободу, сделать что-то для своего народа, любить и быть любимым, любоваться жизнью и брать свою жизнь в свои руки, зная, что за действием следует привычка, а за привычкой —судьба, быть бескомпромиссным по отношению к навязанным границам и ограниченности человеческих возможностей. Есть вера в то, что мы сможем, мы преодолеем, мы осилим, а при необходимости, защитим свою жизнь и то, чем мы восхищаемся, то, что нам дорого, свою страну. И будущее нашего государства зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут принимаемые сегодня меры по патриотическому воспитанию молодого поколения, при безусловном сохранении лучших национальных традиций, заключающихся в интеграции феномена патриотизма с реалиями современности. Воспитывать патриотизм — значит дать свободу жизненным проявлениям индивида для его собственного целесообразного развития через придание определенной социальной направленности развитию личности молодого человека, наладить связь между социальными ценностями предшествующих поколений как основы ее патриотической жизненной позиции, сделать эти проявления субъектными в отношении человека к коллективу, обществу и государству.
Материал подготовлен в рамках участия в конкурсе, организованный Управлением по делам религии города Алматы
Исмаил Нурислам – религиовед, PhD доктор